Визитная карточка всего советского алкогольного производства, это известнейшая марка в России, Украине и многих западных странах. Разные источник относят историю и начало этого бренда к первой половине XX столетия. На первенство в ее создании претендуют завод «Кристалл» в Москве и «Ливиз» в Санкт-Петербурге.
Как мы знаем, после отмены в СССР Сухого закона в 1923 году на бумажных этикетках продукции всех Ликеро-водочных заводов печаталось всего одно название: «ВОДКА».
В 1938 году один из сотрудников «Главликёрводки» Виктор Свирида изобрел алкоголь с особенной рецептурой. Это была водка, сделанная на классической основе – из зернового спирта, который отфильтровали и обработали черным активированным углём. Авторство этикетки до сих пор вызывает дискуссию между двумя именами художников комбината «Союзпродоформление»: В. Яковлевым и А. Иогансеном.
Как не странно, но пилотную партию “Столичной” водки сняли с конвейера в начале 1941 года не на Московском, а на Ленинградском заводе. Развитие производства прервала война. Стеклянные бутылки были нужны для «коктейля Молотова», а сам спирт отправляли на фронт в обычных деревянных или жестяных бочках. После прорыва советскими войсками блокады Ленинграда в январе 1944 года, технолог В. Свирида прибыл на завод по производству ликеро-водочной продукции для восстановления марки «Столичная». Начиная с 1953 года технолог наладил аналогичное производство на московском спиртовом заводе «Кристалл».
Как «Столичная» вышла на международную арену
В 1954 году отечественная водка победила в анонимном соцопросе на территории США, обойдя не менее популярную марку “Smirnoff”. А в 1958 году «Столичная» была награждена золотой медалью международной выставки в Брюсселе.
В 1972 году компания “PepsiCo” получала особенные права и сертификаты на реализацию водки «Столичная» в США. На этикет поместили запатентованный девиз: “Only vodka from Russia is genuine Russian vodka” (Только водка из России – самая настоящая русская водка). Этикетку для экспорта художники превратили в более яркую и добавили в обрамление «позолоту».
До 1979 года экспорт «Столичной», из производств Москвы, Ленинграда и Куйбышева, измерялся в более чем 20 млн литров. Однако в этом году советские войска вошли в Афганистан, что послужило поводом к отказу на территории США от приобретения этой водки и ее продажи упали в два раза. В 1990-х годах бренд “Столичной” существенно уступил свои позиции шведской водке “Абсолют” и бренду “Смирнофф”.
После 2000-х годов марка “Столичная” вновь начала возвращать свои позиции на мировом рынке. Были выкуплены патенты у западных компаний и существенно улучшено качество продукта, за счет чего он вновь поступил в продажу, в том числе и у нас.
Разновидности марки “Столичная”
1. Классическая
Начало производства – 1940-ые года.
Состав:
– зерновой спирт «Люкс»;
– вода;
– белый рафинированный сахар.
Напиток имеет несколько десятков именитых наград, в том числе из советского периода.
- “Север”
Начало производства – 2014 год. Включает в себя ингредиенты из традиционной версии, но с добавлением светлого меда. Для нее характерен приятный аромат и мягкий вкус.3. “Кристалл “
Производится с лицензией СПИ от 2018 года. Ее отличает характерная черная этикетка.